Общая экстремально-психологическая подготовленность сотрудника


Общая экстремально-психологическая подготовленность сотрудника
Базовый компонент экстремально-психологической подготовленности (ЭПП) сотрудника. Он характеризуется: а) знанием сотрудником о существовании экстремальности в ПД; б) знанием сущности и спектра экстремальных ситуаций и их характеристик; в) пониманием основных требований экстремальных ситуаций к ЭПП-сти, трудностей и опасностей, их влиянием на него, возможных последствий позитивного и негативного характера; г) пониманием зависимости воздействий ЭУ на него и успех ПД от его личной подготовленности к ним; д) пониманием структуры и содержательных характеристик экстремальных способностей и ЭПП-сти; е) убежденности в необходимости тщательной и полноценной подготовки к действиям в ЭУ и обеспечения личной профессиональной безопасности; ж) знании системы ЭПП-ки (ее целей, задач, содержания, условий, организации, форм, методов, технологий, средств, личных возможностей и др.); и) сформированном и проявляющемся стремления к повышению своей ЭПП-сти.

Значение каждого элемента общей ЭПП-сти важно. По данным Л.А. Китаева-Смыка только осведомленность человека о стрессе, изучение его проявлений на себе уже положительно отражается на устойчивости. Информационная теория эмоций П.В. Симонова связывает силу и знак (положительные, отрицательные) эмоциональных переживаний со степенью знания предстоящих трудностей и готовности к их преодолению: Э = П /- (Ин–Ис), где Э – эмоция, П – потребность в достижении успеха, Ин – информация необходимая для успеха, Ис – информация, существующая у человека. При Ис=Ин Э=0 (человек спокоен), при Ис>Ин знак Э меняется на положительный (человек испытывает подъем при встрече с трудностями), при Ис < Ин эмоциональные трудности отрицательны и чем более эта разность, тем выше они.

(А.М. Столяренко)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.